г. Тюмень, аэропорт «Плеханово»

X Вертолетный форум

X Вертолетный форум 27.11.2017       Приветствие участникам и организаторам юбилейного 10-го Вертолетного форума от заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодец зачитала директор Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Минздрава России Оксана Гусева.
      Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Бочаров поприветствовал участников форума от лица Минпромторга России. Он привел статистику, что на мировом рынке российское вертолетостроение занимает долю в 13,2%, но через 10 лет эту цифру ожидается увеличить до 15%. Эта работа требует максимальной координации усилий всех вовлеченных в процесс участников и государственной поддержки. Для успешного развития вертолетной индустрии требуется установить единые правила и простые алгоритмы функционирования. Производителям вертолетов требуется перейти на новую оценочную систему – считать поставки не в вертолетах, а в летных часах.
      Начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Валерий Кудинов зачитал приветствие от руководителя Росавиации Александра Нерадько. Глава Росавиации отметил, что с развитием отечественной вертолетной индустрии, помимо новых возможностей, появляются новые вызовы и проблемы, а формат Вертолетного форума очень важен и продуктивен, так как позволяет выстраивать как вертикальные, так и горизонтальные коммуникации для их решения.
      Большое внимание привлекло выступление на пленарном заседании генерального директора авиакомпании «ЮТэйр» Андрея Мартиросова. Он остановился на ретроспективе применения вертолетной техники в стране. Так, если в конце 1980-х и начале 1990-х годов общий налет на одних только вертолетах типа Ми-8/17 составлял около 400000 часов, то в 2016 году до такого же объема налета отрасль «дотянулась» суммируя налет на всех вертолетах гражданского применения.
      По словам Андрея Мартиросова, сокращение показателей применения вертолетов в гражданской отрасли мотивировано экономикой вертолетной отрасли, а вовсе не снижением востребованности применения вертолетов. Он привел в пример существенный рост цен: так, по сравнению с 2012 годом в 2016 году цена на новый вертолет Ми-8АМТ поднялась на 50% (с 300 до 450 млн. руб.), цена ремонта двигателя семейства ТВ3-117 выросла на 100% (с 5 до 10 млн. руб.), стоимость комплекта лопастей несущего винта для Ми-8/17 – на 91% (с 3,2 до 6,1 млн. руб.), а стоимость лопастей рулевого винта – на целых 290% (с 1 до 3,9 млн. руб.).
      Сложившееся положение дел привело к росту стоимости летного часа на вертолете типа Ми-8/17 для компании-оператора на 28% (с 135 до 173 млн. руб.). При этом требования рынка диктуют куда менее значительный рост, в связи с чем выгода применения вертолетов снижается. В случае повышения стоимости летного часа заказчики перевозок начинают инвестируют развитие иных видов транспорта через строительство автодорог и аэропортов, способных принимать грузовые самолеты.
      По мнению Андрея Мартиросова, один из путей исправления этой ситуации и снижения стоимости применения вертолетной техники состоит в том, что холдингу «Вертолеты России» требуется отказаться от монополии на обслуживание и сопровождение вертолетов, на производство запасных частей и на установку дополнительного оборудования, а следует заняться непосредственно снижением себестоимости продукта – вертолета. Кроме того, со стороны компании «ЮТэйр» было высказано пожелание по созданию «базовой» версии вертолета типа Ми-8/17 с сокращенным комплектом оборудования, экипажем из двух человек и возможностью технического обслуживания «по состоянию».
      Заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации Андрей Шнырев выступил с докладом на тему «Государственное регулирование авиационных работ». По его словам, главным при регулировании авиационных работ является безопасность выполнения полетов, при этом действия надзорных органов не должны препятствовать развитию отрасли.
      Также Андрей Шнырев поддержал тезис Андрея Мартиросова о важности ухода от монополии в послепродажном обслуживании вертолетов российского производства. По его словам, этот обременительный фактор снижает конкурентоспособность отечественных машин; в значительной части эти работы могут выполнять подготовленные сервисные центры самих авиакомпаний.
      Руководитель Департамента анализа, стратегических сделок и рынков капитала холдинга «Вертолеты России» Рамиль Ахмадеев представил доклад, в котором дал глубокий срез уникальной информации по современному состоянию рынка авиаработ.
      В России зарегистрировано 106 компаний - эксплуатантов с сертификатом для выполнения авиационных работ. В парке 10 ключевых эксплуатантов используется 51% «летного» парка вертолетов. Отмечается тенденция снижения доли отечественных вертолетов, в том числе за счет «старения» парка и невысокого коэффициента использования (загрузки) существующего парка вертолетов.
      В завершение пленарного заседания юбилейного Вертолетного форума состоялась сессия вопросов к выступающим. Сессия вопросов и ответов отличалась яркой и насыщенной дискуссией и серьезным уровнем вопросов.
      В последующем, в организованных "круглых столах" Директор дирекции по поддержке проектов по России компании «ЮТэйр-Вертолетные услуги» Данила Мальцев выступил с докладом на тему «Применение норм ФАП-82 при выполнении авиаперевозок». В своем выступлении он поделился опытом работы вертолетной компании согласно авиационным правилам, регламентирующим провоз багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.
      В целом в мероприятии приняли участие 344 делегата. Организаторами форума выступили Ассоциация Вертолетной Индустрии (АВИ) и компания «Русские Выставочные Системы», генеральный спонсор – холдинг «Вертолеты России».

Возврат к списку